Обстановка вокруг Абхазии и Южной Осетии, самовольно провозгласивших независимость от Грузии, продолжает накаляться. Аналитики опасаются, что конфликт может вспыхнуть уже этим летом: президент в Вашингтоне - "хромая утка", в Европе начинается сезон отпусков, и Москва может попытаться решить проблему одним махом. И хотя Дмитрию Медведеву не нужна "вторая Чечня", Кремль активно борется за расширение сферы влияния - и это для него важнее судьбы двух небольших провинций. Без вмешательства Запада положить конец противостоянию будет невозможно, утверждают зарубежные газеты.
В интервью британской The Times грузинский лидер Михаил Саакашвили заявил, что Запад должен призвать Россию к ответу, иначе на Кавказе разгорится еще один конфликт. По его словам, некоторые элементы в России намерены спровоцировать трения в Абхазии и Южной Осетии, а Европа смотрит на это сквозь пальцы. "Хотя иногда я думаю, что хуже уже не может быть, ситуация все-таки ухудшается еще сильнее", - посетовал президент.
После того как Москва признала, что на прошлой неделе над Южной Осетией пролетели четыре российских военных самолета, Грузия пригрозила в будущем сбивать их. "Если вы можете претендовать на законное право летать над соседней страной с намерением ее бомбить только потому, что у вас есть собственные интересы, то это ставит крест на международном праве", - заявил Саакашвили. "Ситуация взрывоопасная", - уверен он. Действия российской стороны Саакашвили называет "возмутительными".
"Не знаю, что сейчас разыгрывается в России, но выглядит это неприятно. Не думаю, что у них хватит безумия начать войну, но складывается впечатление, что некоторые люди в этой стране словно бы помешаны на том, чтобы нарываться на неприятности, - сказал президент Грузии. - Западу необходимо отреагировать на это. Уже некоторое время я слышу, что обеим сторонам следует проявлять сдержанность. Мне это не кажется верным. Похоже на примеры из истории прошлого века". Слова Саакашвили можно трактовать как сравнение с политикой умиротворения нацистов накануне Второй мировой войны, полагает журналист Тони Хэлпин.
Предчувствие войны между Грузией и Россией носится в воздухе, констатирует The Washington Post. Подобная война может повлечь за собой дестабилизацию обстановки в регионе, а также вконец испортить отношения между Россией и Западом. На первый взгляд, спор касается будущего Абхазии, однако подлинная проблема состоит в том, что Москва стремится подчинить себе Тбилиси и помешать странам бывшего СССР примкнуть к западному лагерю, пишет Рональд Асмус.
Россия уже несколько лет ужесточает свой курс в отношении сопредельных государств. Москва пришла к выводу, что кардинальные демократические преобразования в таких странах, как Грузия и Украина, - угроза, которую следует ликвидировать. И "замороженными конфликтами", в частности в Абхазии и Южной Осетии, она пользуется, чтобы восстановить свою сферу влияния. Когда в Вашингтоне президент - "хромая утка", а в Европе начинается сезон отпусков, Москва, возможно, чувствует свой шанс раз и навсегда "разрешить" проблему.
На Западе многие испытывают соблазн повернуться к происходящему спиной, продолжает обозреватель. Грузинская демократия далеко не идеальна, а Тбилиси определенно совершил ряд ошибок. У России новый президент, который, как надеются на Западе, окажется более либеральным и открытым. Европе и Америке необходима поддержка России в ООН. Поэтому самый легкий выход - заявить, что все стороны по-своему немножко виноваты, и призвать к дальнейшим дипломатическим усилиям. Но такая постановка вопроса не уменьшает, а увеличивает вероятность войны на Кавказе, предостерегает автор статьи.
Кроме того, поскольку Грузия считается подопечной Америки, речь идет о престиже Соединенных Штатов. "Революция роз" вдохновлялась американскими ценностями, и если Запад не попытается помешать стремлению России выйти за рамки, то страны региона могут сменить свои внешнеполитические ориентиры. В краткосрочной перспективе следует не допустить, чтобы конфликт вспыхнул этим летом. В среднесрочной перспективе нужно, чтобы Москва свернула аннексию Абхазии. А в дальнейшем придется "горы свернуть", чтобы наладить подлинный процесс мирного урегулирования, полагает Асмус.
Британская The Financial Times приводит слова президента Абхазии Сергея Багапша: "Мы хотим построить собственное маленькое, демократичное, законопослушное государство". Это, однако, непростая задача, пишет издание. Требования Абхазии о независимости отвергнуты Грузией и не признаны ни одной другой страной, даже Россией.
Этот спор осложняет напряжение, растущее между Западом и Востоком на Кавказе. США и большинство членов ЕС поддерживают стремление Грузии избежать влияния России и стать частью Запада, включая вступление в НАТО. Запад также беспокоит безопасность трубопроводов, по которым нефть и газ с Каспия идут через Кавказ в Турцию. Между тем Россия считает этот регион показательным с точки зрения ее способности вновь утвердиться на территории прежнего Советского Союза.
В этом году замороженный абхазский конфликт стал горячим, пишет издание. В конце апреля и начале мая абхазские и грузинские войска чуть не начали войну, причем обвинения в "провокациях" звучали с обеих сторон. Тогда Сухуми и Тбилиси отступили от края пропасти. Но в последний месяц Абхазию потрясли четыре взрыва. Абхазия обвинила в этом Грузию, а та возразила, что Абхазия сама их инсценировала. Насилие распространилось и на Южную Осетию. Россия послала свои истребители в воздушное пространство над Южной Осетией, заявив позже, что сделала это с целью предотвратить нападение с грузинской стороны.
Абхазия - популярный среди россиян курорт, его любил еще Иосиф Сталин, напоминает FT. Этот берег также может принять российскую военно-морскую базу, если Черноморский флот когда-нибудь будет вынужден покинуть Севастополь. Но Россия не торопится признавать независимость Абхазии, опасаясь, что это создаст опасный прецедент для нацменьшинств на ее собственном проблемном Северном Кавказе. Президенту Дмитрию Медведеву не нужна новая Чечня. Однако Абхазия и Южная Осетия - это средства воздействия, с помощью которых можно оказать давление на Тбилиси, затормозить ее прозападную политику и заставить отказать от вступления в НАТО.
За 15 лет без Грузии среди абхазцев окрепло чувство независимости. Корреспондент приводит слова Дианы Керселян, директора сухумского Медиа-центра: "Я не могу представить себе ситуацию, в которой Абхазия возвращается в состав Грузии.
Экономическое положение в Абхазии постепенно улучшается. В 2003 году Россия открыла границу и увеличила помощь самопровозглашенному государству. Российские туристы возвращаются на абхазские курорты, средняя зарплата с 2002 года выросла в пять раз - до 2700 рублей в месяц. Будут ли дела налаживаться и дальше - вопрос открытый. На него ответят дипломаты из Сухуми, Тбилиси, Москвы, Брюсселя и Вашингтона - или тот, кто первым проявит несдержанность в зоне прекращения огня.
|