Минпромторг разработал стратегию локализации производства оборудования и развития нефтегазосервисного сектора для шельфовых месторождений до 2020 года. В документе говорится о плохой ситуации в отрасли и неконкурентоспособности отечественных производителей. При этом недропользователям шельфовых месторождений (“Газпрому” и “Роснефти”) предлагаются “добровольные” обязательства по минимальному уровню использования отечественного оборудования, пишет “Коммерсантъ”.
Минпромторг в конце ноября направил в правительство стратегию “локализации производства оборудования и развития нефтегазосервисного сектора для шельфовых месторождений” до 2020 года. Она разработана в соответствии с апрельским поручением Владимира Путина, тогда премьера. Изданию удалось ознакомиться с документом. В нем говорится, что на рынке нефтегазового машиностроения “критическая ситуация”, продажи отечественного оборудования падают из-за “недостаточной конкурентоспособности продукции”, проблем с финансированием и отсутствием вложений в НИОКР и модернизацию. Оборудование, использующееся в России для добычи нефти и газа, изношено (буровое — на 50%, трубопроводное — на 65%). В последние 10-15 лет российские нефтегазосервисные компании в несколько раз больше тратили на поддержание текущей эксплуатации, чем на расширение производства, и результатом стало то, что только 17% буровых установок изготовлено после 2000 года (63% — в 1980-х годах). В Минпромторге считают, что есть тенденция к почти полному вытеснению российских производителей оборудования с внутреннего рынка, отрасль уже зависит от импорта. Основные поставщики — американские, немецкие и китайские компании.
В целом объем спроса основных разработчиков российского шельфа “Роснефти” и “Газпрома” на оборудование министерство оценивает в 124 млрд руб., но уровень “объективной готовности” машиностроителей к его удовлетворению — на два балла из пяти. Среди причин — выпуск “только отдельных видов оборудования” и отсутствие технологий. Чиновники пришли к выводу, что для увеличения уровня локализации оборудования и услуг, которые используются при разработке месторождения, государству нужно стимулировать спрос со стороны нефтегазовых компаний и поддержать местных поставщиков (хотя и не отказываться от закупок за рубежом, если российские производители не смогут выпустить качественное оборудование в определенные сроки).
Чтобы стимулировать спрос на российское оборудование, Минпромторг предлагает в первую очередь ввести критерии локализации его производства и обслуживания. Под локальным оборудованием в документе понимается техника, произведенная или “достаточно” обработанная в России, а услуга считается локальной, если ее поставщик зарегистрирован в России и 70% его персонала имеют российское гражданство. Уровень локализации рассчитывается исходя из доли стоимости локального оборудования и услуг в общей стоимости проекта.
В стратегии говорится, что, поскольку большая часть лицензий на разработку шельфа уже распределена, потенциально ключевым механизмом стимулирования спроса должно стать “принятие обязательств” по локализации владельцами лицензий (то есть “Роснефтью” и “Газпромом”). Чтобы такая мера не противоречила нормам ВТО, принимать обязательства компании должны “добровольно”. При проведении тендеров на новые лицензии Минпромторг хочет использовать критерии целевого уровня локализации для “оценки нефтегазовых компаний” и внести обязательства по локализации в лицензионное соглашение. Только соблюдение уровня локализации позволит импортировать другое оборудование без пошлин и НДС. В “Роснефти” и “Газпроме” обсуждать инициативы Минпромторга отказались.
Целевые уровни локализации в 2013-2015 годах для полупогружных буровых платформ и буровых судов должны составить 5-20%, для оборудования и судов для геофизических исследований и геологоразведки — 10-30%, инструментов и материалов для разведочного бурения — 5-30%, услуг по логистическому сопровождению, снабжению судов и платформ, содержанию наземных баз и транспортной авиации — 50-90%.
Уже ко второму кварталу 2013 года Минпромторг предлагает закрепить требования к уровню локализации нефтегазового оборудования через изменения в закон “О недрах”. Тогда же предлагается внести изменения в КоАП, которые будут определять штрафы за несоблюдение уровня локализации теми, кто взял на себя такие обязательства, и разработать меры стимулирования российских производителей, например, за счет субсидирования ставок по кредитам и налоговых льгот.
Эти предложения еще должны быть согласованы с другими профильными ведомствами и нефтяными компаниями. По мнению чиновников, меры помогут всем производителям — от предприятий, которые входят в государственную Объеденную судостроительную корпорацию (ОСК), до подконтрольных Газпромбанку “Объединенных машиностроительных заводов”. В ОСК согласны, что стратегия может стать “действенным инструментом” для того, чтобы “вывести на качественно новый уровень производственный потенциал предприятий, производящих шельфовое оборудование”, а также “сохранить суверенность разработки российского шельфа и независимость от иностранных поставщиков”. Предложенные уровни локализации в ОСК считают “полностью достижимыми и достаточными”.
Надежда Малышева из PortNews согласна, что уровень локализации, например, для буровых платформ и буровых судов в 5-20% вполне достижим за счет производства в России корпусов для платформ, хотя высокотехнологичные узлы, скорее всего, придется импортировать. “Минпромторг уже успешно использовал введение локализации для стимулирования производства в автопроме в рамках промсборки”,— добавляет Михаил Пак из “Атона”. Но эти критерии внедрялись, когда Россия еще не была членом ВТО, уточняет аналитик, а после присоединения к организации “установление требований по локализации вступает в противоречие с ее базовыми принципами свободной торговли”. Избежать претензий других членов ВТО, по его мнению, можно, придав требованиям “формально рекомендательный характер”.
|