-->
Бензиновый кризис лета прошлого года не прошел незамеченным. Тогда из-за несогласованности объемов экспорта между нефтяными компаниями и министерством энергетики, на экспорт было выгружено бензина сверх меры. Образовался дефицит, совпавший по времени с графиком осенних ремонтов НПЗ. На этом фоне за неполный месяц оптовые цены выросли на 20… 30%, на АЗС — на 5…6%, — говорится в обзоре компании «Алгоритм».
Следует отметить, что нефтяные компании всегда поддерживали паритет внутренних цен с ценами внешних рынков посредством удаления излишних объемов топлива на экспорт. Но вот тут перестарались, выгрузили более чем следовало, а наш главный регулятор рынка – Минэнерго, вовремя не среагировал, не спрогнозировал, не просчитал последствия.
Скандал докатился до правительства и Правкомиссия дала поручение ведомствам исправить ошибки. Результат таков — Минэнерго предлагает квотировать экспорт трех товарных позиций — бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Объемы квот министерство не конкретизирует, ограничиваясь формулировкой «в процентах от производства , соответствующих доле внутреннего потребления в Прогнозе социально-экономического развития РФ начиная с 2014 года, а также обеспечить запасы моторных топлив в соответствие с соглашениями с Минэнерго России.»
Понятно, что у нефтяников предложение Минэнерго радости не вызвало — «нерыночный метод», считают они. Не нашла инициатива и поддержки у ФАС – «рынок топлива сложный и быстро меняющийся, его нельзя регулировать с помощью таких прямолинейных схем» прокомментировал заместитель руководителя А. Голомозин.
Да, не рыночные, прямолинейные. Тогда ответьте, как? Какими инструментами следует защищать внутренний рынок от дефицита, как воспитать у наших нефтяных королей социальную ответственность? Уговорами про социальную ответственность – не получится. Простительно отсутствие социальной ответственности у частных компаний – ЛУКОЙЛа, Сургута, Альянса. У бизнеса нет родины, его родина там, где прибыль. Но и государственные Роснефть и Газпромнефть по степени пренебрежения не уступают частным.
Есть, конечно, и рыночные рычаги, например, регулировать одновременно как потоками, так и ценами внутреннего рынка, не прибегая к администрированию. Это позволяет экспортная пошлина на указанные три вида топлива. Чем выше пошлина, тем менее привлекателен экспорт, тем более товара останется на внутреннем рынке, тем ниже цены. Но тут опять возникают проблемы. Первая – инерционность метода, вторая – к теме подключается Минфин, с порога отвергающий любые посягательства на бюджетные поступления и, наконец, главная – Таможенный союз. Участники союза беспошлинное российское топливо переправляют за внешние границы союза, пошлину присваивают себе, что приводит к раздорам и разрушению союза. Категория «экспортная пошлина» уходит в прошлое. Бюджетные поступления от экспортной пошлины переводятся в налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Такая программа уже озвучена правительством.
Как бы и кто бы ни критиковал новацию Минэнерго, встречных внятных предложений как сбалансировать внешний и внутренний рынок по потокам и ценам пока не озвучено. Остается квотирование.
|